We found 0 results. View results
Your search results

Каждый украинец обязан знать реальную стоимость энергоресурсов, и как оформляют тарифы

13.12.2016

За последние несколько лет в Украине проходят споры из-за резкого повышения тарифов на ЖКУ. На фоне политических дебатов именно данная тема на слуху, как у чиновников, так и в ее оппонентов и народа. Украинцы уверенны, что цены на тарифы осознанно завышенные, и хотят получать информацию по их формированию открыто. В свою очередь власти согласны, что тарифы действительно высокие, но такая ситуация является экономически обоснованной. Также чиновники уверенны, что расчёт цен на ЖКУ слишком сложный для понимания, поэтому его распространение не даст никакого результата. Украинцев не устраивает такое решение вопросов. Поэтому, на данный момент, растет социальная напряженность и недоверчивое отношение населения к властям.

Такая ситуация предполагает построение современной модели отношений, с одной стороны, между властью и Регулятором,  и народом – с другой, по вопросам расчета тарифов на рынках естественных монополий и в области энергетики и коммунальных услуг, ведь такая практика считается общепринятой в цивилизованных экономиках разных государств.

Чаще всего,  функции информирования потребителей возлагается на государственные регулирующие комиссии – институты, основная задача которых- защита прав потребителей товаров / услуг на рынках естественных монополий. Указанная информация или данные обязаны быть оглашенными  удобным для потребителей образом. Чаще всего,  такие объявления  размещают на Интернет — порталах. Хотя для определенного слоя населения (малообеспеченные и пожилые люди), данная форма получения данных неудобна и не всегда доступна. Поэтому такую информацию, полезную именно для этих потребителей, размещают на платежных документах или распространяют с помощью СМИ.

Чиновники, а также субъекты естественных монополий обязаны публиковать информацию о тарифах, а также о правах потребителей в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 12 статьи 3 Директивы 2009/72 / ЕС Европарламента и Совета ЕС от 13 июля 2009, необходимо создать единые контактные пункты, где будут размещены все данные  для потребителей относительно их прав и доступные пути решения конфликтных ситуаций в случае возникновения споров. Такие пункты должны создавать исполнители коммунальных услуг, порядок создания и деятельность которых контролирует Регулятор. Важно также следить за актуальностью информации и соблюдать периодичность ее поступления в массы. Все данные должна быть прописаны в форме, понятной для потребителей. Такие пункты особо необходимые для развивающихся стран, где любое значительное повышение тарифов должно сопровождаться особо разработанной коммуникационной кампанией по объяснению необходимости включения в тарифы тех или иных растрат.

Доступность тарифов для населения

Такой нюанс обязательно должен исследоваться перед каждым повышением цен на ЖКУ. Нужно провести расчет предельной границы расходов на энергоносители и коммунальные услуги (как % от среднего дохода семьи), превышение которой невозможно ввиду платежеспособности населения. Все, что выше этого предела, возмещается за счет субсидирования. Но не стоит забывать, что общий объем субсидий, который может быть предоставлен населению, не должен превышать определенный уровень – и в процентах к расходам госбюджета, и в процентах относительно общего количества бытовых потребителей.

Итог

Учитывая международные обязательства нашей страны и социальную чувствительность государственного регулирования рынков естественных монополий в областях энергетики и коммунальных услуг, важно построить схему взаимосвязи между властью и населением, которая обеспечит прозрачность формирования тарифов на ЖКУ.

Помимо этого, на сегодняшний день в соответствии с законодательством, устанавливаются нормы потребления коммунальных услуг. В условиях резкого повышения тарифов эти нормы должны быть пересмотрены, а потребителям должны дать объяснения по данному вопросу. Органы местного самоуправления совместно с Регулятором также должны обеспечить создание и эффективную деятельность информационных центров для потребителей поставщиками энергоресурсов / исполнителями коммунальных услуг на их территориях.

Хотя некоторые специалисты и высказывают свое отрицательное мнение о надобности  принятия закона о доступе к информации в областях энергетики и коммунальных услуг и предложения решить эти проблемы путем фиксирования соответствующих норм в законопроект, регулирующий деятельность Национальной комиссии, считается, что президентский законопроект станет своевременным и важным элементом реформы государственного регулирования тарифов на ЖКУ.

Compare Listings