Ордер на недвижимость
Ордер – документ, который дает право заселиться в недвижимость государственного жилфонда. Исходя из правил, которые описаны в Постановлении №470-84-п, ордер выдают только на свободную жилую недвижимость.
Получить ордер могут украинцы, которые нуждаются в улучшении условий. Для этого необходимо стать на квартирный учет, как лицо, которое требует улучшения жилищных условий.
Обстоятельства, определяющие лица, которые требуют улучшения жилищных условий, описаны в статье 34 ЖК, в их число входит:
- — обеспечение жилищной площадью, которая меньше установленных норм;
- — несоответствие жилья нормам;
- — проживание в арендованной квартире и в общежитиях;
- — наличие у одного из жильцов болезни, из-за которого он не может жить на одной жилплощади с другими членами семьи.
Чтобы стать на учет нужно обратиться с заявлением к уполномоченному органу власти через Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Помимо этого, стать на учет можно по месту работы.
После внесения в реестр, согласно статье 43 ЖК, нужно ждать своей очереди на квартиру. Причиной для выдачи ордера считается решение органов власти, но оно не дает права заселяться в квартиру. Для этого нужно получить ордер. При его вручении необходимо показать паспорта или документы, заменяющие их, членов семьи, которые вписанные в ордер (п. 70 З. №470-84-п).
После получения ордера есть 1 месяц на заселение. Но, прежде всего, всем лицам, которые указаны в документе, нужно снять с регистрации прежнее место жительства. Дальше следует подать ордер в ЖЭО или соответствующее предприятие. К документу нужно приложить паспорта лиц, которые указаны в нем, где стоит отметка о снятии с регистрации места жительства.
Чтобы пользоваться квартирой, после передачи ордера необходимо заняться оформлением договора найма между ЖЭКом или другой организацией, которая обслуживает дом, и лицом, которому выдан ордер (ст.61 ЖК).
Ордер недействителен
Согласно ст. 59 ЖК, ордер недействительный только после судебного решения. Его принимают при таких обстоятельствах:
- — собственник ордера предоставил лживые данные, когда ставал на квартирный учет;
- — недвижимость, на которую выдан ордер, занята;
- — нарушен порядок или условия выдачи документации;
- — помещение не отвечает техническим или санитарным нормам.
В случае если ордер считается недействительным, семью выселяют, не предоставляя ей новое место жительства. Если до этого она жила в квартире государственного или общественного жилфонда, то ей разрешат занять прежнее место проживания или предоставляют другую недвижимость. В других случаях, подбирают другое помещение (ст. 117 ЖК). Согласно закону требования признать ордер недействительным могут направляться в суд на протяжении 3 лет с момента выдачи правоустанавливающего документа.
Ордер не дает права распоряжаться жильем, а именно заниматься продажей, сдачей в аренду и прочее. Для этого его нужно приватизировать – перевести из государственного жилфонда в частное владение.
В ст.2 Закона №2482-12 установлен перечень недвижимости, которую нельзя приватизировать, в том числе:
- — квартиры-музеи;
- — недвижимость, которая находятся на территории заповедников, закрытых поселений военного тип, национальных парков и прочие;
- — недвижимость в аварийном состоянии;
- — служебная недвижимость;
- — жилищная площадь в зоне ЧАЭС.
Начало приватизации происходит с отправки запроса обслуживающего предприятия на выдачу копии ордера и оформления справки о неиспользованном праве на приватизацию. После получения документов нужно заполнить бланк (форма №4 в ЖЭКе или ОСМД). Вместе с ним оформляют заявление, подписанное всеми зарегистрированными жильцами. Заявители предоставляют паспорта или свидетельства о рождении и прикладывают:
- — ордер на квартиру (копия);
- — справку о неиспользованном праве на приватизацию. После процедуры предприятие выдает заявителю технический паспорт на недвижимость, и выдают справку о составе семьи.
После оформления технического паспорта, подаются документы в отдел приватизации или через ЦПАУ. Согласно 18 п. Положения про порядок приватизации недвижимости из государственного жилищного фонда в центре заполняются заявление и прикладываются такие документы:
- — паспорта (свидетельства о рождении) (копии) и идент. коды лиц, которые живут в квартире;
- — технический паспорт;
- — копия ордера;
- — справка о составе семьи;
- — справка о неиспользованном праве на приватизацию;
- — согласие членов семьи, которые временно отсутствуют;
- — документы о правах на льготы (если таковые имеются);
- — согласие родителей, опекунов или усыновителей несовершеннолетних жильцов квартиры.
Процедуру выполняют на протяжении 1 месяца со дня подачи документов органу приватизации.
Если ордер потерян
Если по запросу в ЖЭК и органы власти ордер не предоставлен, вопрос решается через суд. Право приватизации квартиры при утере ордера остается, но его нужно доказать. Юристы рекомендуют собрать как можно больше документов, которые подтверждают законность вселения, проживания в квартире.
Во время судебного процесса нужны:
- — любые документальные доказательства времени заселения и регистрации;
- — решение о выдаче ордера;
- — договор найма с обслуживающей организацией;
- -документы с места работы, по которому предоставлялась недвижимость;
- — домовая книга;
- — чеки об оплате комуслуг;
- -справка о составе семьи;
- — техническая документация на квартиру.
Помимо документов в суде могут помочь показания соседей и родственников. По решению суда орган сможет провести процедуру перевода жилья из государственного фонда в частную собственность без ордера.