Как восстановить документы на недвижимость в Украине
Как восстановить документы на недвижимость, если они утеряны? Сейчас это довольно актуальный вопрос, так как многие украинцы остались без жилья или потеряли документы в суете, покидая свой дом. Более того, есть случаи, когда даже первоначальная регистрация права собственности не была завершена. Поэтому возможность получения компенсации будет непосредственно зависеть от того, удастся ли человеку подтвердить свои права на имущество.
Процедура восстановления документов на недвижимость
Прежде всего, эксперты отмечают, что утеря документа на недвижимость не приводит к утрате права собственности. В общем случае, при потере или повреждении документа орган, выдавший этот документ, может предоставить его дубликат. Дубликат обладает такой же юридической силой, как и оригинал. В случае, если на территории нахождения недвижимости происходят боевые действия, следует уточнить фактическое местоположение государственного органа или нотариуса, удостоверившего сделку.
Однако процедуры восстановления документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, выданных до и после 1 января 2013 года, имеют различия.
Документ на право собственности выдан до 1 января 2013
В случае утери, повреждения или уничтожения документа, выданного после 1 января 2013 года, информация о регистрации соответствующих прав находится в Государственном реестре. Если владелец недвижимости по какой-либо причине лишается документов, подтверждающих его собственность, его права могут быть подтверждены через Государственный реестр, без необходимости получения дубликатов документов.
Для проверки прав на жилье или земельный участок, определения владельцев и совладельцев, а также выявления наличия имущества в реестрах и возможности оценки или компенсации за утрату или повреждение из-за российской агрессии, можно воспользоваться услугой получения электронной справки на портале электронных сервисов Министерства юстиции Украины.
Документ на право собственности выдан после 1 января 2013
Если такая ситуация возникает, следует обратиться к государственному регистратору, который действует в Центре предоставления административных услуг по местонахождению имущества, или обратиться к нотариусу, который утверждал договоры о дарении, купле-продаже или другие соглашения о передаче прав на имущество, а также выдавал свидетельство о наследстве.
Если существуют препятствия для получения дубликата утерянных или поврежденных документов (например, из-за расположения нотариуса или органа местного управления на временно оккупированной территории, а также из-за уничтожения архивов на такой территории), то необходимо обратиться в суд.