Что происходит на рынке торговой недвижимости в Украине
По оценкам аналитиков торговой недвижимости в июне 2020 года розничный товарооборот в Украине вернулся к показателю июня 2019 года. Это говорит о позитивной тенденции.
Специалисты утверждают, что в Украине похожая тенденция со странами Европы и США по изменению продаж в ритейле. В июне темпы восстановления оказались даже выше, чем в других странах. Доля свободных площадей в торговых центрах Киева увеличились на 7,6 п.п. по сравнению с показателем прошлого года и составила 12%. Что касается вакантности большей части региональных или субрегиональных ТРЦ, то здесь особых изменений не произошло. Эксперты объясняют, что торговые центры будет пользоваться популярностью, так как большинство покупателей хотят купить все в одном месте, где легче минимизировать контакты.
Потребительский рынок в Украине довольно большой и он является поддержкой для отрасли. Также украинцы ранее тратили около $2,5 млрд на отдых и шоппинг за границей, в этом году эти средства остались в стране из-за ограничений в туризме.
Открытие фуд-кортов и зон развлечений в июле способствовали тому, что посещаемость ТРЦ по итогам шести месяцев составила 85-95%. При этом в июле были прогнозы, что объемы продаж снизятся. Многие ритейлеры занялись оптимизацией ассортимента, изменением форматов и площадей. Рынок продолжает восстанавливаться.
Что касается аренды, то ставки снижались неравномерно. В сегменте ресторанов ставки снизились до 50%, в fashion-ритейле – до 30%. При этом по итогам второго квартала в стрит-ритейле ставки в среднем снизились на 21%, тогда как аренда лучших площадей в ТРЦ снизилась только на 15%.
По мнению экспертов, новыми трендами на рынке торговой недвижимости может стать размещение коворкингов в ТРЦ, развитие омниканальных продаж, а также виртуальные моллы – создание маркетплейсов на базе ТРЦ.