Казармы флотского экипажа
Одной из значимых достопримечательностей Николаева является здание Казарм флотского экипажа. Строился объект в 40-х годах XIX века по проекту К. Акройда, известного архитектора Морского ведомства. Три идентичных здания, выдержанных в стиле позднего классицизма, составляют комплекс казарм флотского экипажа. Находится достопримечательность по адресу Набережная, 29. Сейчас в здании работает Николаевский областной краеведческий музей и Строительный колледж. Объект является памятником архитектуры национального значения.
Здание комплекса
Здание имеет скромные фасады, которые очень точно отражают главную функцию сооружений. Расположены они П-образно, так как должны были стать частью ансамбля Адмиралтейской площади. Планы по строительству не осуществились — в 1853-1856 годах началась Крымская война. С тех пор строительство так и не продолжилось.
Декор стен украшен только ризалитами на угловых частях и по центру здания, а также плоскими пилястрами тосканского ордера. В 1862 году в одной из казарм было открыто первое среднее учебное заведение — Александровская мужская гимназия. В каждом из корпусов могло находиться около 1500 человек. Здание предназначалось для матросов флотских экипажей.
Уже в послевоенное время, к бывшей гимназии достроили 6-колонный дорический портик с треугольным фронтоном, где находится Николаевский строительный техникум. В советское время в одном из корпусов жила бригада, занятая на постройке и ремонте кораблей Военно-морского флота СССР.
Интересно, что у здания в то время была уникальная система обогрева: под каждым из корпусов было по две котельных: нагретый воздух поступал в специальные каналы, которые передавали тепло в помещения. Сегодня в этом нет ничего не обычного, но в 1840 году не было ни электричества, ни радиаторов, ни циркулярных насосов.
Легенды о казармах
С подвалами старо флотских казарм связано множество легенд. Одна из них гласит, что подвалы имеют 11 ярусов, но ниже второго яруса никто не проникал. Хотя при прокладке современных коммуникаций, специалисты находили ходы разного назначения, но узнать их точное направление не удалось. Вероятно был ход между комплексом зданий и Адмиралтейством. При строительстве центральной проходной Судостроительного завода имени 61 коммунара этот ход был заблокирован зданием бюро пропусков. Существует легенда о наличии в казармах огромного медного котла, который находился на дне колодца. До конца подвалы казарм не изучены и это еще предстоит выяснить.