Фабрика «Золотой якорь»
Николаев — необычный город. Являясь военным судостроительным городом, крупной верфью, он всегда принимал участие во всех исторических событиях мира и стран. Это отразилось и на его архитектуре.
По улице Чкалова, 27 (бывшая Рыбная) сейчас работает автошкола. Но мало кто знает, что по этому адресу находилась Николаевская земская почтовая станция. Построена она была во второй половине 19 века и принадлежала семье Вайсбейн, об этом говорят сведения в адрес-календаре 1904 года: «При станции 12 лошадей, отпуск которых производится по билетам, выдаваемым Херсонскою уездною земскою управою. Билеты бывают с уплатою прогонов и без уплаты; в первом случае взимается по 3 копейки с версты и лошади. Лошади отпускаются для разъездов по Херсонскому уезду не далее 25 вёрст от города Николаева».
Управляла земской почтовой станцией мещанка Софья Наумовна Вайсбейн.
«Золотой якорь»
В 1910 году на территории домовладения работало бумаго-картонажное производственное товарищество «Золотой якорь», которое принадлежало почетным гражданам Николаева: И.А. Вишневскому, М.Х. Лукацкому и купцу Давиду Абрамовичу Кантеру. Предприятие на то время приносило хороший доход: капитал предприятия составлял 16,5 тысяч рублей, а годовое производство — 19,5-20 тысяч рублей. Фабрика могла похвастаться наличием двигателя мощностью 2 лошадиные силы. В основном здесь делали курительные гильзы, кульки и папиросную бумагу. Есть предположение, что в 1914 году помещение для фабрики было арендованным и им владела Л.Н. Квятковская, не исключено, что она была родственницей известного николаевского купца Якова Квятковского.
Дореволюционное здание, к сожалению, утратило свой первоначальный вид — многие декоративные элементы были разрушены. При реконструкции прежний облик дома непоправимо изменился, а на дореволюционное прошлое намекает теперь только объемно-планировочное решение с симметрично расположенными кордегардиями у ворот, которые ведут во двор, и проступающая на боковом фасаде кладка. Похожее архитектурное решение можно найти в доме по улице Кузнечной, где часть старой стены заменили кладкой из силикатного кирпича, пытаясь скопировать оригинальную пластику фасада.